Словарь киношника: часть 2

Сет дизайнер - оформляет съемочное пространство, отвечает за декорации для фотосессий или модных показов.

Стилист по волосам - мастер, который делает прически или стрижки, а также подбирает стиль, который наиболее подходит для съёмок.

Стедикам – вспомогательное оборудование камеры, предназначенное для стабилизации камеры и, соответственно, изображения при ручной съемке.

Оператор стедикам - операторы, использующие «Стедикам», обладающие хорошей физической формой, специальными навыками работы с подвижной камерой. Как правило, сцены, требующие применения системы, снимаются отдельным оператором, прошедшим специальную подготовку и специализирующимся только на таких съёмках.

Саунд-продюсер - лицо, ответственное за разработку стиля музыкального проекта, создание публичного имиджа проекта, а также за организацию, финансирование, и контроль за выполнением соответствующих работ.

Саунд-дизайнер — это профессиональный эксперт в работе со звуковым, шумовым и музыкальным сопровождением.

Пре-продакшн — это совокупность всех мероприятий, связанных с подготовкой проекта для съемок. Включает в себя написание сценария, подбор команды и актёров, разработку художественной среды проекта, выбор объектов (мест для съемок) и т.д.

Продакшн - этап непосредственной съемки проекта. Процесс съемки предполагает использование специализированного оборудования и задействование профессиональной съемочной команды с целью накопить весь необходимый по сценарию видео- и аудиоматериал.

Пост - продакшн - Здесь происходит монтаж и обработка снятого материала. Обычно постпродакшн включает:монтаж, цветокоррекцию, обработку звука и саунд-дизайн, композитинг, анимацию и добавление визуальных эффектов, рендеринг. Когда закончили снимать, то сразу начинается постпродакшн.

Продакшн бриф – документ, в котором описаны все пожелания заказчика по поводу будущего рекламного ролика со всеми необходимыми замечаниями и пометками продакшна.

Постпродакшен продюсер - человек, который отвечает за все процессы, составляющие постпродакшн: это монтаж (черновой и чистовой), запись, чистка и сведение звука, озвучивание, подбор и укладка музыки, компьютерная графика, титры, подготовка мастер-копий для разных форм показа (кинотеатр, ТВ, интернет), а также согласование и заключение договоров со всеми участниками постпроизводства и с правообладателями произведений, которые используются в фильме.

Продакт плейсмент/ рекламная интеграция - приём неявной (скрытой) рекламы, заключающийся в том, что реквизит, которым пользуются герои в фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх, музыкальных клипах, книгах, на иллюстрациях и картинах, имеет реальный коммерческий аналог. Может проявляться в демонстрации непосредственно самого́ рекламируемого продукта, его логотипа, а также упоминания продукта в положительном смысле.

Например, наши проекты с рекламной интеграцией.

Проп- стилист - человек, который выстраивает композицию для предметной съемки.

ППМ (pre-production meeting) — обсуждение всех деталей перед съемкой проекта: согласование сценария, раскадровок, костюмов, актеров, локаций, приемов. Особенно важен на больших проектах.

Прелайт (pre-light) — упрощенное выставление осветительной техники за день или несколько дней.

Прешут (pre-shoot) — процесс, в ходе которого режиссёр и оператор делают черновые кадры всего будущего ролика/фильма или отдельных сцен. Часто часть кадров снимается, а другая заполняется стоковыми материалами.

Продакшен сервис (Production service) — услуга по организации процесса съемок уже готовой концепции. Кинемотор принимал участие на следующих проектах в качестве продакшн-сервиса:

Пэкшот (pack-shot) — это кадр с изображением продукта в рекламе, как правило вместе с логотипом или лозунгом. Обычно пэкшотом заканчивается рекламный ролик.

Тендер - (англ. tender — заявка на подряд, поданная на конкурсной основе) — термин, обозначающий конкурентную форму отбора предложений на оплачиваемую поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Реквизитор — это технический работник, который отвечает за хранение, получение на складе, ремонт и транспортировку реквизита. В обязанности реквизитора входит обслуживание съёмок соответствующим реквизитом. Реквизитор должен знать какие предметы реквизита находятся у него в наличие, так же он отвечает за сохранность и санитарное состояние реквизита.

Референс(или просто «реф») — это образец или пример, на который ссылаются при создании проекта. Продюсер иногда просит предоставить такие примеры, чтобы лучше себе представить атмосферу или стилистику изображения будущего ролика. Основной термин в продакшене. Часто необходимо уделять львиную часть рабочего времени для поиска подходящих рефов.

Ротоскопинг — техника покадрового отделения объекта от фона. Относительно долго и дорого. Нужна для удаления/вырезания объектов, если невозможно использовать хромакей.

Осветитель/светик — человек, который занимается сборкой, разборкой выставлением и подключением осветительных приборов, работает под начальством гафера.

Тритмент — режиссерское видение будущего произведения, включающее в себя концепцию, референсы и пр. 

Фирменный стиль — совокупность элементов стиля, идентифицирующих принадлежность всего к единой концепции.

Фокус-пуллер — первый ассистент оператора, ответственный за фокусировку объектива.

Фуд-стилист - специалист по оформлению продуктов для фотографирования. Их цель — сделать продукты питания и напитки как можно более привлекательными и желанными на фотографии и видеороликах.

Хромокей (или просто «хромак») - задник / фон зеленого или синего цвета из специального материала; используется с целью наложения любого фонового изображения в процессе обработки и монтажа отснятого материала. Чаще всего применяется для съемки новостных программ или рекламных роликов со сложной компьютерной графикой.

Художник по гриму - полностью разрабатывает образ актера, отвечает за то, как этот образ будет “работать” в кадре. Поэтому художник глубоко изучает сценарий фильма и характер героев, чтобы придумать общую концепцию. Затем он совместно с режиссером подбирает референсы и детали образа. Наконец он закупает нужные материалы, а также согласует свою работу с общим съемочным графиком. 

Художник раскадровщик – специалист, отвечающий за представление сценария в графической форме.

Художник-постановщик — человек, ответственный за визуальное решение в кадре: цвет, локация, реквизит, декорации. Работает в тандеме с режиссером-постановщиком и оператором-постановщиком.

Цейтраферная съемка (обычно используется термин «Таймлапс») - специальный вид кино- и фотосъемки, при которой осуществляется фотографирование серии кадров одного и того же объекта с одной и той же точки съемки через равные промежутки времени. Предназначается для фотографирования медленно протекающих процессов. Промежутки могут длиться от долей секунды (серийная съемка) до часов и даже суток. Называется также «интервальной съемкой».

Некоторые таймлапсы можно увидеть в данном проекте в самом начале.

Шейповая анимация — это анимация геометрических фигур. Геометрические фигуры разной сложности случайным образом появляются и исчезают, а также трансформируются друг в друга. Несмотря на замысловатое исполнение, смысл рекламной идеи остается доступным и понятным всем.

Шурехи — это любые мелкие детали и объекты, а также другие структуры, не несущие прямой смысловой нагрузки. Используются для придания необходимой атмосферы и декорирования кадры. Добавляются на постпродакшне.

NDA (non-disclosure agreement, соглашение о неразглашении) - юридический договор, заключённый двумя сторонами с целью взаимного обмена материалами, знаниями или другой информацией с ограничением к ней доступа третьим лицам. Данный тип соглашений служит для предотвращения утечки любой конфиденциальной информации: от коммерческой тайны до персональных данных

Showreel - видеоролик, представляющий образцы работы кинокомпании, режиссёра, оператора, актёра, фотомодели, корреспондента, дизайнера и т. п. Создаётся в качестве портфолио, чтобы найти работу в новых проектах, продемонстрировав опыт и навыки.

VFX - визуальные эффекты, созданные на компьютере.

VFX супервайзер - специалист, который понимает, какого эффекта в кадре нужно добиться, может придумать (или уже знает), что конкретно нужно сделать, чтобы получить результат, может разработать план действий для других людей, и проконтролировать процесс создания результата от начала и до конца, решая возникающие по ходу дела нюансы. Чаще это именно технический специалист, а не творческий.